Начало истории строительства

Дельталётная

Справки

Будни

 

Лётное происшествие.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был начинающий (две самостоятельных посадки на поле) пилот одноместного дельталёта. Пилот этот летать почти совсем не умел, да и дельталёт у него был хотя и хорошо задуман, но в то время ещё не доведён до ума. Тахометр не работал, указателя уровня топлива вообще не было. Как и радиосвязи. А двигатель развивал мощности от силы процентов 70. Зато у пилота было много желания летать. Все ему говорили, что рановато ещё самостоятельно подниматься в небо, надо бы подучиться часов несколько в паре с инструктором. Но в паре – это не сам. Да и трудно освоить одноместный дельталёт заочно, тренируясь на тяжёлом двухместном. Короче говоря, полетел этот начинающий пилот в небо в полном одиночестве.

После лёгкого взлёта и нескольких кругов над обширным полем он стал примеряться к посадке. Взлётная полоса сверху казалась не шире ремня в его брюках, а ветер раскачивал снижающийся дельталёт из стороны в сторону, сбивая его с намеченного курса. Тем не менее, с каждым следующим заходом пилоту удавалось всё ближе и точнее подойти к полосе. Концентрируя всё внимание на точности приземления, он не обращал внимания на то, что скорость дельталёта при манёврах снижалась, доходя иногда до критической, за которой должен следовать срыв. Другим фактором, на который он не обращал внимания, был ветер. Вернее, текущее направление ветра и его завихрения, вызванные рельефом местности и ближними рощами. После левого разворота на дальнем конце поля, который он прошел после очередной неудавшейся попытки приземления на высоте около 30 метров, он взял курс на новый заход, ведя дельталёт вдоль опушки лиственной рощи. Дельталёт несколько раз болтануло вихрями, но пилоту удалось благополучно пролететь этот участок, подняться и начать новый заход на посадку. Этот заход почти получился. Более того, он получился бы на все 100%, если бы пилот решил просто сесть на поле рядом с полосой. Но нет, он был нацелен на посадку именно на ВПП и никак иначе. Газ в пол, трапецию от себя! И дельталёт снова пошёл вверх, на следующий заход. Решив, что зайти на посадку можно будет быстрее, если сделать короткий разворот вправо, вместо длинной восьмёрки с двумя разворотами, пилот заложил правый вираж. В ту же сторону дул и лёгкий боковой ветерок. Дельталёт разгонялся как-то неохотно, летел низко и плохо слушался команд. С большим трудом пилоту удалось провести его между рощей и одиноким деревом в поле, удержав от почти неминуемого срыва. Ощущение было такое, что пилот не летит, а идёт над полем по натянутому канату и вот-вот сорвётся. Но и на этот раз всё обошлось. Через 10-15 секунд дельталёт набрал скорость, потом полез вверх, деревья уходили всё ниже и ниже. Чувство острой опасности отступило.

Но не зря говорят: «Ищите и обрящите» или, по современному: «Кто ищет, тот всегда найдёт». Или, если уж быть совсем точным: «Кто просит, тот допросится»...

Очередной заход на посадку. Всё внимание на полосу, снижение, попытки удержать курс. Земля приближается, скорость падает (!). Когда до земли оставалось метров 15-20, всё тот же лёгкий ветерок качнул дельталёт вправо, в сторону стоящего справа от ВПП другого дельталёта. Блин! Опять неудача! Пилот отворачивает, уводя снижающийся дельталёт левее, но вернуться на нужный курс уже не получается. Снова газ, трапецию от себя и снова низкий разворот за лагерем ВПРАВО. Туда, откуда только что еле-еле выбрался. Почему он повернул туда, понять невозможно. Торопился на новый заход? Случайно? Ветром снесло? Нет ответа. Но он повернул вправо. «Факт имел место». На этот раз пространства для разворота медленно летящего дельталёта почти не было. Когда в середине виража он понял (шкурой почувствовал!), что дельталёт дальше поворачивать не в силах, что ещё чуть-чуть и он сорвётся в боковое скольжение, было уже поздно. Прямо по курсу – берёзовая роща. Единственный шанс – попробовать её перелететь. Газ до предела, трапецию вперёд! Еле летящий дельталёт медленно начинает набирать высоту. Слишком медленно. Ему не хватило только пары метров. Или берёзки поторопились вырасти. После того, как стало ясно, что рощу не перелететь, он успел направить дельталёт между двумя берёзами, растущими метрах в четырёх друг от друга. Их ветки и приняли на себя распахнутые крылья дельталёта. Мгновенная остановка, зависание и ускоряющееся падение вниз под треск ломающихся веток. «Правильно спроектированная тележка за счёт разрушения конструкции поглощает часть энергии удара в случае падения на землю». Эта фраза успела несколько раз прокрутиться в его голове, прежде чем дельталёт упал с высоты примерно 12 метров.

Дельталёт упал в середину небольшой речушки, войдя в её илистое дно всеми своими тремя колёсами строго вертикально. Сложившиеся, как две поднятые вверх руки, крылья, были целы. Концы лопастей пропеллера расщепились и частично обломились. Одна из вертикальных труб трапеции разломилась на две части, другая сложилась пополам. Пилот так и остался сидеть пристёгнутым в кресле, совершенно не пострадав. Тележка, приборная панель и двигатель так же остались невредимыми.

Прибежавшие на помощь коллеги помогли отвинтить крыло от тележки, вырубить мешающие эвакуации деревца и кусты, а затем вытащили части дельталёта на твёрдую землю и отнесли к лагерю.

Разбор крыла показал наличие сравнительно небольших поломок и, по общему мнению, падение закончилось исключительно удачно.

Последовавший затем разбор самого полёта и действий пилота я здесь приводить не буду, оставив это читателю в качестве самостоятельной работы.

 

P.S. В момент аварии в баке дельталёта оставалось не более 300 гр. топлива, а один из барашков крепления спидбара не был законтрен.

 

 

Начало истории строительства

Дельталётная

Справки

Будни

 

Hosted by uCoz