Будни

Дельталётная

Справки

Окончание строительства

 

«Процесс пошёл» © М.Горбачёв

Не так давно мой коллега и товарищ Виктор Ермекбаев рассказал мне, как в прошлом году познакомился с лётчиками, которые занимались обучением новичков пилотскому мастерству. По его словам получалось, что этому делу может обучиться любой желающий, у которого хватит денег оплатить инструктора и учебные полёты. Мне идея обучиться на пилота всегда казалась почти такой же несбыточной, как обучиться на космонавта. То есть, для простого смертного теоретически возможной, но практически нереальной. Его рассказ позволил мне увидеть эту возможность. И когда он предложил съездить к ним на аэродром, я немедленно согласился. Место полётов расположено километрах в 30 от Москвы по Дмитровскому шоссе, в р-не речки Икши. В одну из суббот мы сели на мой джип и поехали. Цель была двоякая: посмотреть, как люди летают и, если получится, договориться об обучении. Однако на искомом месте ни самолётов, ни пилотов не оказалось, а по территории бывшего аэродрома ездили «Мерседесы», отрабатывая технику прохождения поворотов на заснеженной трассе. Выяснилось, что фирма съехала (вернее улетела) ещё осенью в неизвестном направлении. Нам пришлось возвращаться домой несолоно хлебавши.

Но мысль о том, что я действительно могу научиться управлять чем-то летающим, более того, смогу сам летать, не выходила у меня из головы. И я полез в Интернет. Картина, которая мне открылась, буквально поразила меня. Чёрт побери! Десятки клубов, тысячи энтузиастов! Народ вокруг летает, кто на чём горазд, обучается, покупает-продаёт самолёты, дельталёты, паралёты, всяческие планеры и какие-то вообще неизвестные мне ранее летающие предметы. Всё, решил я, покупаю самолёт.

После настырных поисков мне удалось в том же Интернете найти фирму, на аэродром которой мы безуспешно съездили. Это оказалась Nicol` Aero. Я быстренько созвонился с ними и 31.01.05 поехал на беседу. Разговаривал со мной их шеф-пилот Кутузов Александр Николаевич, энергичный, прямой, влюблённый в авиацию человек. Он подробнейшим образом осветил мне все вопросы, связанные с обучением, сдачей квалификационных экзаменов на «права» пилота-любителя, с условиями, сроками и ценами на продаваемые ими самолёты и правилами учёта и содержания купленных в частную собственность летательных аппаратов. Когда я понял, что держать самолёт у себя на даче я не могу, а должен иметь договор с аэродромом на его хранение и обслуживание, что вылететь по своим делам я тоже так просто не могу, а должен за несколько дней просить разрешение у диспетчерской службы, что ежемесячно я ещё должен буду за всё это платить, то я опять задумался. К тому же у самой фирмы Nicol Aero оказались проблемы в отношениях с контролирующими организациями, что ставило под сомнение возможность получить через них свидетельство пилота-любителя. Как выяснилось, их погнали со старого аэродрома и теперь на полёты мне пришлось бы ездить по 300 км в день (150 туда и 150 обратно) на их новое место базирования. Как-то всё это вместе убавило мой энтузиазм в части приобретения самолёта. Но не убавило стремления летать.

Пораскинув мозгами и почитав ещё интернетные дискуссии, я понял, что выходом для меня будет дельталёт. По совокупности качеств этот летательный аппарат в наибольшей степени соответствует моим желаниям. Он разбирается, он имеет крыло и мотор, он может достаточно быстро и долго летать. У него есть колёса! Нет нужды бежать под горку с 30 кг на плечах и 35 кг в руках. И у него есть каркас. Я не могу объяснить, почему я отношу его наличие к положительным сторонам конструкции. Просто я начинаю чувствовать уважение и доверие к аппарату, у которого есть каркас. Каркас – это правильно, это хорошо.

После того, как стало понятно, в чём моё счастье, осталось только придать ему конкретную осязаемую форму.

И я незамедлительно занялся этим.

 

 

Февраль 2005 года

 

04 февраля2005 Получен положительный ответ на мой запрос к Евгению Коваленко из Ульяновска о возможности изготовления сверхлёгкой тележки модели Е-16.

08 февраля 2005 Выбраны и согласованы с Евгением модели двигателя и крыла для дельталёта, теперь нужно найти их и купить.

11 февраля 2005 года оплачен в ООО «ПарААвис» и ожидается 15.02.05 в Москве двигатель JPX CorsAir N25YE

Дельтаплан Спорт-1512 февраля 2005 года приобретён практически новый дельтаплан Спорт-15, который будет усилен и станет крылом дельталёта. Его заводские характеристики такие: год изготовления 1989, вес 34 кг, для веса пилота 60-90 кг, площадь крыла 15,1м.кв., изготовлен из лавсана с пропиткой, скорость 30-60 км/час, имеет антипикирующие приспособления. Упаковывается тремя способами: с полной разборкой в пакет 220см, с частичной разборкой в пакет 450см и почти без разборки в пакет 600см. С непривычки разбирали и переупаковывали из 6-и метрового пакета в двухметровый почти час. Каково его будет собирать?! Вывод: хранить и вывозить на полёты крыло С-15 нужно в 6-и метровом пакете, иначе половина дня уйдёт на его сборку. Следствие: на машине нужно будет установить опорную П-образную стойку над передним бампером для удлинения багажника на крыше.

16 февраля – двигатель уже в Москве, но ещё на таможне. Обещают, что завтра фуру выпустят с таможни и разгрузят, а послезавтра я смогу его поучить. Ждём-с. Авиатор Алексей (в инете Sun), имеющий похожий на мой (ха-ха) дельталёт, прислал мне любопытный рассказ одного самодеятельного энтузиаста СЛА. Интересный такой рассказ, очень в тему, простой и жизнеутверждающий.

17.02.05 Сегодня мне повезло: я купил за малую часть реальной цены слегка б/у (14 часов) прибор фирмы Brauniger, модель Brauniger IQ-MotorIQ Motor. Это почти всё нужное в одном флаконе:

Основные функции:
1. Высокоточный датчик давления с отсутствием запаздывания.
2. Два высотомера для абсолютной и относительной высот.
3. Автоматическое выставление нуля для альтиметра.
4. Тахометр
5. Термометр (измеряет температуру головки цилиндра под свечой, без мотора – температуру окружающего воздуха)
6. Барограф

Купил его без шнура с датчиками температуры головки цилиндра и тахометра. Съездил в фирму Параавис, проверил прибор с их шнуром, всё работает. Нашел в Интернете инструкцию по пользованию (29 страниц!), распечатал, изучаю. Шнур (или «шлейф», как его спецы называют) обещают заказать для меня в пятницу следующей недели. Все нужные функции, кроме моторных, прибор и без него может выполнять, у него для этого специальный «безмоторный» режим есть.

Фуру с таможни выпустили, завтра после обеда двигатель привезут на фирму и, возможно, вечером же обкатают.

Не могу добиться от Параависа данных на их винты для CorsAir N25Y, похоже, что сами не знают. На словах говорят, что винты оптимизированы под скорость полёта около 35 км/час.

18.02.05 Двигатель в Параавис привезли, но обкатывать будут только в понедельник после 18 часов. Поеду присутствовать при обкатке.

В ответ на моё объявление в интернете позвонил господин из «Красных крыльев» (г. Таганрог) и обещал в это воскресенье прислать с автобусом в Москву магнитный авиационный компас КИ-13, больше известный в народе как «Бычий глаз». Следующим этапом буду разбираться со спидометрами, воздушным (анемометр) и GPSным. Если удастся найти умеренный по цене вариант комплектации, то начну их поиск.

Переплёл сегодня руководство пользователя IQ Motor. Сделал тетрадку с синей (под кожу) обложкой, на первый лист вклеил цветное фото прибора со шлейфом, скрепил листы пластиковой пружинкой. Симпатично получилось.

Вообще-то есть вопрос в том, что из приборов желательно иметь на скромном дельталёте. Попробую перечислить:

1.       Вариометр - скороподъёмность

2.    

3,4,9 – необходимы

2,6,7 – нужны

1,5 – желательны

8 – хотелось бы

 

 
Альтиметр, лучше 2 – высота над уровнем моря и над взлётной полосой

3.     Тахометр – обороты двигателя

4.     Термометр - температура головки цилиндра

5.     Анемометр – воздушная скорость

6.     Компас

7.     Часы

8.     GPS – спидометр (указатель скорости относительно земли), проводник, возврат на базу.

9.     Указатель уровня топлива в баке

 

Ммм-даа, набралось на серьёзный аппарат. Хотя, кроме п.п. 5 и 8, у меня всё есть. Может народ меня поправит, я с этим вопросом на пару форумов вылез.

19.02.05 Сегодня полностью закончил договор с Коваленко и техзадание на МДП. Подписал и отправил. Тележка им уже делается. Он предложил мне покрасить её в розовый цвет, как у его клиента-американца из Лас-Вегаса. Я, из опасения, что меня не так поймут с такой тележкой, предложил выбрать какой-нибудь более скромный цвет. Сошлись на белой раме с чёрными деталями. Крыло тоже белое, двигатель чёрный с золотом. Всё вместе должно получиться нормально. Винт он будет ставить имеющийся у него Пархоменковский[И1] , диаметром 1400мм. Если не пойдёт, будем заказывать новый.

Измерил скороподъёмность нашего лифта с помощью IQ Motor, оказалась около 1м/сек. Так что ожидаемые 4м/сек на МДП – это весьма быстро. Вертушку для измерения воздушной скорости к этому прибору подключить, как выяснилось, нельзя. А жаль.

Пришло подтверждение от Коваленко о согласии с договором и ТЗ. Что-то г-н с компасом не звонит. Опять же, ждём-с.

20.02.05 Позвонил компасный г-н, назвал № автобуса и время прибытия. Привоз, оказывается, произойдёт завтра с 7 до 12 часов.

21.02.05 Съездил в Лужники и забрал у водителя междугородного автобуса компас КИ-13. Любопытная штуковинка, может крепиться только вертикально или с небольшим наклоном. Шар-стрелка показывает в обратную, по сравнению с обычным компасом, сторону. И ещё какие-то регулировочные винтики имеются. Нужно будет спросить у знающих.

Оплатил аванс Коваленко почтовым переводом. Половина тележки выкуплена...

Готова моя лётная медицинская справка, медкарту получу в следующий понедельник. Годен в пилоты-любители. Так постепенно, глядишь, и до профессионала доберусь. Шутка.

Обкатать двигатель не получилось, по просьбе Параависа перенесли на завтра.

Сделал в Excel`e таблицу расчёта скороподъёмности на основе советов спецов из конференции для своего МДП. Что-то хилая получается скороподъёмность: при максимальной взлётной массе 180 кг порядка 2-2,5 м/сек. Ну ничего, сделаю – проверю.

22.02.05 Купил книгу А.П.Клименко, И.В.Никитин – «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета» - Москва: Патриот, 1992г., 288с, а так же «Руководство пилотам СЛА» в двух томах, перевод с французского.

Получил, наконец, обкатанный двигатель в Параависе. Подробности завтра, ибо поздно и замёрз, как собака.

23.02.05 Вчера долго доставал сотрудников Параависа на предмет обкатки и Двигатель JPX Cors-Air N25YEвыдачи мне двигателя. Коротко говоря, к условленному времени обкатали не мой двигатель и пришлось мой полтора часа устанавливать в парамоторную раму, потом на стенд. Стенд у них находится на улице, так что пришлось обкатывать новый двигатель в ночи и на морозе –10С. Двигатель завёлся со стартёра сразу, с первых оборотов. Обкатывали по стандартной заводской схеме: 4 раза по 15 минут, начиная с 2500-3000 оборотов с винтом от парамотора диаметром 1240мм. С контролем оборотов возникла проблема: замёрз цифровой тахометр на стенде и стал показывать всякую чушь. Пришлось понадеяться на опыт двигателиста Василия. В конце обкатки он предложил мне проверить тягу на полных оборотах. Мне было жалко гонять новый движок на морозе в снежной пыли и без показаний тахометра. Я дал кратковременно газу, прибор на стенде показал 65 кг и я не стал его больше мучить. При обкатке в смесь добавили 3% финского синтетического масла Teboil вместо 2,5%, рекомендованных заводом-изготовителем. Бензин строго 98-й. На первые 10 часов работы двигателист рекомендовал готовить смесь с 2,5-3% масла. После обкатки смесь готовится из 2% масла и 98% бензина.

Рассчитался окончательно за двигатель. Резиновые амортизаторы к движку пришлось покупать отдельно. В общей сложности за обкатку, запасной ремень, амортизаторы и литр синтетики с меня взяли $122US. Так что данную мне раньше скидку на двигатель они себе вернули. Забыл купить запасную свечу, съездил в пару автомагазинов – такой, естественно, нет. Придётся опять ехать в Параавис.

Взвесил (для чего пришлось купить весы) двигатель в сборе со стартёром, выхлопной системой, воздухоприёмником, амортизаторами, но без бензина и аккумулятора – получилось 15 кг. Нормально. Аккумулятор планирую поставить от блока бесперебойного питания для компьютера. Мотоциклы на таких работают без проблем.

24.02.05 Съездил в Параавис и купил запасную летнюю свечку за $6. По ходу покупки получил дополнительную консультацию от двигателиста Василия: зимой для моего движка следует применять свечу NGK B8ES, а летом B9ES, что отличается от рекомендации JPX.

Поставил заряжаться аккумулятор от ИБП на 12v 7амп/часов. Весит он 2 кг. Попробую поставить его, так как за родной на 2,5а/ч платить Параавису $80 жалко.

Появилась настойчивая мысль купить недорогой GPS-навигатор. Типа Garmin GPS 12. И что интересно: есть предложение купить его за $130 вместо $190 в магазине. Если народ не отговорит, в субботу возьму.

25.02.05 Получил от Коваленко подтверждение о получении аванса. Дело идёт к покраске.

GPS Explorist 20026.02.05 Человек предполагает, а кто-то там располагает... Думал купить б/у Garmin GPS 12, а купил новый GPS Magellan eXplorist 200 за $210US. Русифицированный, с картой. Купил с хорошей скидкой. Модель новая, мануал на русском языке будет где-то через неделю. Пока есть почти такой же от модели eXplorist 100. Недельки через три обещают сделать карту Москвы и МО.

Так же заказал в Комсомольске-на-Амуре прибор УС-150 для измерения воздушной скорости. Обещали 28.02 выслать. Но тяжёлый он: по словам Евгения Коваленко – около 450 грамм. Ещё Евгений сказал, что бы двигатель и крыло я переслал ему через пару недель, то есть числа 10 марта.

Половину дня искал мини-тахометр и термометр на голову цилиндра. Ну нет нигде. Зато купил разборный разъём для аккумулятора.

27.02.05 Нашел множество разнообразных тахометров в соседнем автомагазине, но все без счётчика моточасов. Есть и с вольтметром, и с часами и с определителем УЗСК прерывателя, но нужного нет.

Заказал в «Красных крыльях» термометр ТЦТ-9 с датчиком под свечу (он, вроде, до +300оС) и тахометр TAHOVAR-A.

Объявился парень, который готов продать тахометр Tiny-Tach со счётчиком моточасов, я ему послал № телефона, но он пока не позвонил.

Осваиваю GPS. Объехал Москву по МКАДу, от дверей до дверей получилось 113 км. Чистый круг по кольцу выходит около 107 км.  Батарейки eXplorist ест исправно, старые за полтора дня съел. Внешнего питания у него нет, так что в поездки обязательно надо брать с собой запасной комплект батареек, а то и два (в комплекте 2 шт. АА).

Завтра поеду забирать справку и карту из медкомиссии о своей лётной пригодности.

28.02.05 Пришло подтверждение из Таганрога о наличии приборов.

Позвонил Андрей из Комсомольска-на-Амуре: прибор УС-150 отправлен мне сегодня авиапочтой. Ожидается в Москве 10-12 марта.

С медкартой опять отложилось: Кутузов был на полётах и её не забрал.

 

Продолжение

 

Будни

Дельталётная

Справки

Окончание строительства

 


 [И1] Сергей Пархоменко, изготовление деревянных моноблочных винтов. Украина, г.Харьков,

тел. 8 10 38 057 744 85 76, +380677417834 (моб.) или по E-mail: sparhomenko@mail.ru

Hosted by uCoz