Начало истории строительства
|
Справки
|
Окончание строительства
|
15.05.05 Начались будни. Сегодня собрал дельталёт в
гараже и проверил проводку. Коммутация сделана неверно. Ошибочно соединены провода
на реле стартёра и, соответственно, все остальные, идущие от него. Лишний
провод на землю прокинут от приборной панели. Удивительно, что движок работал.
И понятно, почему зажигание не отключалось. При проворачивании движка вручную
слышится скрип (или лёгкий скрежет), похоже, что в цилиндре. Но, может быть, и
не в нём, а где-то в редукторе. Все провода соединил правильно, лишние убрал,
болтающиеся закрепил, временно выкинул выключатель массы. Провода,
идущие на стартёр, недостаточной толщины. Если будет плохо заводиться,
заменю и их. Купил 5 литров 98-го бензина, если будет время, попробую завтра
завести движок.
Под предлогом необходимости
обработки термоусадочного кембрика на электроконтактах дельталёта купил
профессиональный строительный фен, который мне давно нравился, но повода его
купить не было. Им действительно оказалось удобно работать.
16.05.05 Утром поехал в гараж, вынул свечное
уплотнительное кольцо (оставив вместо него медное кольцо датчика температуры),
приготовил смесь, заправил бак дельталёта и завёл его, выставив винтомоторную
группу из ворот. Всё как было: обороты 5500, холодный
заводится не сразу. Тумблер выключения зажигания работает чётко. Поехал в
Параавис посоветоваться. Там сразу сказали, что причина недобора оборотов в
винте. Я попросил дать мне на час их стандартный винт для этого движка от
парамотора. Спасибо Сергею Архиповскому, винт дал. Я быстро вернулся в гараж,
поставил их винт, завёл движок и он легко набрал 7400
об/мин. Оставался даже запас хода педали газа, но я не стал раскручивать винт
до предела, пожалел движок. Проблема стала понятна. Теперь нужно заказывать
новый винт, соответствующий характеристикам моего движка. Похоже, что я попал
на убытки со старым винтом.
18.05.05 Отправил заявку на новый винт Сергею
Пархоменко в Харьков. Винт будет из ясеня, длиной 1400 мм, с оковкой 300 мм и
оклеен стеклотканью. Денег будет стоить $134US, плюс $8-10US за доставку. Единственная проблема – срок изготовления – не раньше середины июня.
Евгений Коваленко предложил решить вопрос с заменой винта за свой счёт, но,
боюсь, что он (счёт) у него не слишком большой.
Сегодня поставил спортивный
выключатель зажигания с крышечкой – удобная штука. И случайно не включишь и выключить быстро легко. Убрал с приборной панели
внутрь провод тахометра и проклеил гайки «Моментом» от самооткручивания.
Ранее проверял Brauniger IQ Motor на совместимость с моим движком. Выставил в Браунигере
коэффициент счётчика импульсов 0,5 и подключил к двигателю шлейф для тахометра
и термометра. Завёл двигатель и убедился, что всё работает отлично.
19.05.05 Обсудили с Коваленко базовые характеристики
дельталёта, необходимые для заказа винта. Пришли к такому техзаданию.
Женя отзывает свой заказ у Пархоменко, а я свой корректирую в согласованную
сторону. Когда новый винт приедет из Харькова, я отправлю туда старый на
доработку.
Был сегодня в Королёве у тамошних дельталётчиков, к которым я ездил в феврале этого
года. Хорошо пообщались и договорились, что они возьмут меня с собой на полёты
в эти выходные. Мне будет весьма полезно полетать и поучиться у опытных
пилотов. Их дельталёты сделаны весьма аккуратно. По их словам, крыло у меня
называется «Тайфун», некая разновидность «Спорта».
20.05.05 Пришло подтверждение от Пархоменко об
изменении техзадания. Погода гнусная: холодно и дождь.
Похоже, что завтра полёты могут не состояться. Мой Джонни готов: я закрепил его
левое колесо, купил 20 литров 98-го бензина, поставил на место винт, собрал прицеп.
Купил кнопку омывателя от
десятки, вклеил в центр красный кружок и получилась
правильная кнопка стартёра. При случае установлю вместо тумблера.
23.05.05 Съездил с Королёвскими дельталётчиками на
полёты в р-н Оболдино с вечера 21-го до 12 дня 22-го. Впечатлений масса... 21
числа мне на моём дельталёте летать не разрешили в силу моей слабой подготовки,
но пару раз свозили для обучения вторым номером на своём дельталёте. Ребята
привезли два дельталёта, один одноместный, второй
двухместный, и летали на них до поздней ночи. Как они летают и садятся в почти
полной темноте – непонятно. Вообще ребята очень доброжелательные. Вечером
параллельно с полётами поужинали, после полётов тяпнули
чуток коньячку, а кто красного вина. От меня пользы не было в силу моей
непьючести. Сказать им, что я ещё и мясо не ем, я не решился.
Уже темнело, когда к нашему
лагерю подошёл парень и попросил помочь вытащить его застрявший Рэнглер из ручья.
Я поехал с ним и мы минут за 30 вытянули его машину на
твёрдую дорогу.
На ночь расположились кто в машинах (их
было две), кто в палатках (так же две). Мой дельталёт
так и простоял собранным до утра 22-го. Часов в семь вечера я сделал на нём
пару пробегов по взлётной полосе и поставил на место. Спать пошёл где-то в 12
часов ночи. Хотя у меня и был с собой спальный мешок, но в нём было жарко, а
вне мешка жрали комары, которые налетели в машину,
пока я готовился спать. Ночь я почти не спал, а с пяти утра ребята снова начали
летать. Я вылез из машины к шести, попил водички, посмотрел на полёты и твёрдо
решил полетать на своём аппарате, хотя Александр и Сергей мне сильно не
рекомендовали это делать. Голова ныла, как будто с вечера я крепко выпил, но
желания летать это не убавило. Сергей и Александр мне официально (и даже
немного торжественно) объявили, что полёт я буду
совершать на свой страх и риск, а они мне не рекомендуют это делать. Короче, я
взлетел. Без проблем, легко и быстро. Аппарат хорошо набирал высоту
и я поднялся до 170 метров, облетая по кругу и восьмёркой поле с нашим лагерем.
Потом я стал тренировать заход на посадку. И тут с удивлением понял, что
посадка на поле в Ульяновске сильно отличается от посадки на полосу в Оболдино.
Полоса представляла собой накатанную машиной относительно ровную колею шириной
около двух метров, которая с высоты казалась неправдоподобно узкой. Зайти на
неё точно никак не получалось. Я несколько раз заходил на посадку, но каждый
раз меня то сносило, то заход получался под углом, то я пропускал начало
полосы. Ребята внизу стали заметно нервничать. В этой ситуации необходимость
радиосвязи с землёй стала очевидной, но её (рации) не было. В конце-концов я, таки, в строгом соответствии с «Руководством
для пилотов СЛА», приземлился. Философская фраза о неизбежности приземления в
очередной раз подтвердила свою истинность. На земле Сергей мне пояснил, что
пилоты считают подъёмы в небо не по полётам, а по посадкам: «У меня сегодня
было две посадки...». Свою посадку я опишу как-нибудь в следующий раз.
Сергей слетал со мной ещё раз
в воспитательных целях, показав на практике способ набора скорости перед
приземлением и выполнив пару горок. После приземления я стал собираться домой.
Ребята оказали мне в этот день большую помощь и я им
здорово благодарен.
По дороге домой на меня
напала такая сонливость, что я с большим трудом смог довести машину до дома,
хотя всего пути было меньше 20 миль. Дома я помылся и, как был – в халате,
прилёг на кровать. Проснулся в пять утра на следующий день. Всё тело ныло,
как-будто я весь вчерашний день разгружал вагоны.
29.05.05 В пятницу ездил в Королёв чинить крыло. Его разобрали и я отрезал и обработал два небольших куска трубы
для усиления поломанного узла в носовой части каркаса. Александр пришил
заплатку-усиление на парус в том месте, где он потёрся и слегка надорвался при
снятии его с дельталёта в неудобных условиях. Теперь нужно найти две трубы для
восстановления трапеции. Поломанный винт с надписанной датой поломки повесил,
как напоминание, на стену. Буду и дальше потихоньку ковыряться, пока делается
новый винт. По совету Сергея из Норильска заказал себе ещё один винт,
переставной, у Сергея Шевко [И1]из того же Харькова. Просто винтовая
столица СНГ!
Прямо сейчас позвонил Шевко и мы с ним всё обговорили. Берётся сделать
винт за полторы недели. Завтра вышлю ему аванс 100 долларов. Его два письма в
мой адрес не дошли, скорее всего из-за крупной аварии
электросети в Москве.
По совету Сергея (Фёдоровича)
занялся радиофикацией дельталёта. Реально необходимая вещь, в особенности на одноместном дельталёте. Да и на двухместном,
с интеркомом, нужна.
Для качественной связи с
землёй нужно ставить хороший интерком, а таких
не так и много. Больше всего положительных отзывов об английском интеркоме Starcom1. Со шнурками для мобильника и рации, кнопкой на палец
(тангетой) и гарнитурами на 2 шлема, с оплатой доставки англичанам, но без
пошлин в России, стОит 404 бакса. Есть ещё и немецкий
вариант, даже более крутой, с блютуз, но платить за него
998 евро я как-то не готов.
Кроме интеркома нужен передатчик
(вернее два) и гарнитура в шлем. Поскольку англичане рекомендовали Kenwood 3201, то я его и начал искать. В интернете
такого нет, на Митинском рынке тоже никто такой модели не знает. Зато все знают
модель 3207, про которую говорят, что это то же самое, только изготовленное для
России. Крупная такая, надёжная и увесистая железяка. 16 каналов и регулировка
громкости – все навороты. Ни регулируемого
шумоподавителя, ни VOXа,
прост, как грабли. Купил я два таких кенвуда по 2000 руб. за штуку, плюс 1000
рублей за качественную гарнитуру с объединённым в одно микрофоном и динамиком,
вставляемыми в ухо. Попробовал на даче, достают за 2,5 мили в условиях дачной
застройки. Нормальный аппарат для вахтёров и охраны универмагов, но не для
дельталёта. Поехал сегодня на Митинский менять. Взял два Vertex Standard VXA-150, работающих
на авиационной частоте, по $280US и
такую же, как для кенвуда, гарнитуру. Те же 5 ватт, плюс однокнопочный выход на
аварийную частоту (121,5 MHz),
150 каналов, водозащищённые и прочее и прочее... Весьма навороченные
передатчики. Пока их оформляли, я подумал, что пользоваться ими вне дельталёта
как-то неэтично, всё ж таки специальные авиачастоты. И купил ещё пару китайских
Midland G-225 за 100 баксов пара, с VOXом, 69 каналов с автоперебором, дисплеем и несколькими
мелкими функциями, которых в кенвудах и близко не было. Мощность паспортная 10
мВт, а фактическая, по разным источникам, от 1 до 2вт. В интернете их хвалят. В лесу
на ходу дальность связи до 1000 метров, на воде (и, вероятно, в поле) почти 7
км. Проверил их на разных режимах и под VOXом, работают нормально. С дельталёта должны километров на 7-8 доставать. Если они действительно
такие замечательные, то 90% моих потребностей они закроют. Нужно будет
проверить их на мотоцикле на высокой скорости.
30.05.05 Отправил Шевко аванс за винт $100US через рекомендованную им армянскую
платёжную систему Анелик.
Оказалось, что это удобная, недорогая и быстрая система, работающая по всему
миру. За перевод взяли 85 рублей.
Шевко уверяет, что с винтом 1400 мм от моей
СУ можно будет получить 80-85 кг тяги. Что-то я сомневаюсь. Посмотрим.
Половину дня осваивал
радиостанции. Я раньше никогда с ними дела не имел, только пару раз в руках
держал. Удобные штуковины. Заряжал их со вчерашнего дня, так что сегодня они в
«полной боевой». Эфир не пустует, при сканировании то
и дело вылезают разные разговоры, так что я постарался настроиться на частоту,
где никого нет (но не на аварийную!). Мидланды освоил быстро, а с Вертексами ещё предстоит
разбираться, больно много в них всяких неясных мне пока функций.
09.06.05 Пришло
письмо от Пархоменко о готовности винта. Отправил ему подтверждение о
готовности оплатить и забрать. К сожалению, заработался и несколько дней не
ездил в Королёв для починки дельталёта. Надеюсь, что со следующей недели
времени будет больше.
Мидланды оказались качественными рациями: удобные,
лёгкие, малошумные, далеко достают. По дальности связи не сильно уступают втрое
более мощным Вертексам.
24.06.06 Три дня назад пришёл переставной винт с
оковкой от Шевко. Сделан, в целом, качественно, хотя есть и мелкие «шероховатости».
Я зашился в делах, а последнюю неделю проболел, так что руки никак не дойдут до
дельталёта. Нужно будет вывезти телегу на дачу и испытать с новым винтом, так
как в гараже поднимаются тучи пыли и мелкий песок обгрызает кромку винта.
Винт
от Пархоменко до сих пор не прибыл, ожидается 28 числа. По деньгам (с
доставкой) получается дороже, чем от Шевко.
31.07.05 До
сей поры с дельталётом ничего не делал, даже не смог выбраться в Королёв для
ремонта крыла. Навалились всякие дела и проблемы, никак не получается хотя бы
отвезти телегу дельталёта на дачу, что бы испытать винты от Шевко
и Пархоменко. Сделал устройство для измерения тяги, гибрид пружинного безмена и
4-хкратного полиспаста, потери (занижение) при измерении около 10%. Винт от Шевко существенно шире при одинаковой длине. Крайне
интересно, что винты покажут при испытаниях.
Начало истории строительства
|
Справки
|
Окончание строительства
|
[И1]Изготавливаем, ремонтируем переставные деревянные воздушные винты (шпоновая переклейка из ясеня) для СЛА и ЛС. Диапазон диаметров 1,5-2,2 м для мощностей су 30-240 лс и парамоторные 0,9-1,5 м под мощности 10-40 лс. Контактные тел: моб. 80506692703,
домашний, если звонить из Москвы, 8*10 38050 707-47-74
Украина, г. Харьков.
e-mail:shevko-sergei@rambler.ru, shevko-sergei@mail.ru